Купить этот сайт
Дни рождения Непознаное Уход за ногтями Фитнес Интернет Мода Красота и Здоровье
Лучшие статьи
загрузка...
18.04.16

Измененные состояния сознания. Реферат. Читать текст оnline -

Оглавление

Введение

Глава 1. Сознание и подсознание

1.1 Понятие сознательного и бессознательного

Глава 2. Измененные состояния сознания (ИСС)

2.1 Что такое ИСС и их функция?

2.2 Основные признаки ИСС

Глава 3. Вызванные ИСС

3.1 Танец и измененные состояния сознания

3.2 Практика медитация в Сахаджа йоге

Измененные состояния сознания подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные.

Спонтанно возникающие изменения состояния сознания появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании либо при значительном перенапряжении), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека.

Искусственно вызываемые измененные состояния сознания возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка).

Психотехнически обусловленные измененные состояния сознания сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также при применении особой психотехники.

Рассмотрим спонтанно возникающие изменения состояния сознания на примере бодрствования и сна.

Психотехнически обусловленные изменения состояния сознания покажем на примере применения психотехники медитации.


Гордон Бауэр

У каждого из нас имеется опыт поисков, например, ключей от автомобиля, которые вы не положили на свое место. После некоторого периода бесплодных поисков вы останавливаетесь и пытаетесь размышлять: «Что я делал в тот момент, когда я в последний раз держал ключи в руках?» Если мы успешно «оживляем» в памяти последний случай, когда мы держали в руках ключи, мы обычно вдруг вспоминаем, где они находятся, это приходит как моментальная вспышка внезапного «я знаю».

Другими словами, мы, вспоминая, пытаемся вернуться в то состояние, в котором пребывали, когда держали ключи в последний раз, мы вызываем память, зависимую от состояния.

Если взглянуть на это по-другому, текущее состояние, в котором мы находимся, действует как магнит для воспоминаний, связанных с этим состоянием. Когда вы в печальном настроении, вы притягиваете печальные воспоминания и ассоциации.

Например, в Нью-Йорке есть улицы, которые в моей памяти навсегда связаны с моей первой любовью и нашими отношениями. Когда я испытываю меланхолию и прогуливаюсь по этим улицам, куда бы я ни бросил взгляд, я вижу внутренним взором вещи и события, которые взывают к жизни печальные и меланхоличные воспоминания. Однако когда я счастлив, то во время прогулок по тем же самым улицам все напоминает мне о моментах радости и любви – все, что я вижу, наполняет меня радостью. Это зависит от моего настроения.

Поведение, зависимое от состояния.

Многие из нас живут с убеждением, что наши состояния это то, что случается с нами. Что это как атмосферный фронт – накрывает нас, принося с собой солнечные дни, бури, перемену давления, и все это вне нашего контроля. «Хотел поехать сегодня на побережье, да погода дождливая». «Хотел поиграть с детьми, да только сейчас я слишком зол для этого». «Я хотел бы бать ласковым и нежным с супругой, но как раз сейчас я устал и подавлен. Может быть, позже я буду более к этому склонен». Мы ведем себя так, потому что мы находимся в определенном состоянии.

То, о чем мы здесь говорим, есть нечто большее, чем память, зависимая от состояния – это поведение, зависимое от состояния. В огромной степени наше состояние влияет на наше поведение.

Представьте, что вы, пребывая в состоянии страха, входите в комнату, полную людей. Или вам нужно прочитать лекцию перед незнакомой аудиторией. Каково будет ваше поведение? Теперь представьте себя в другом состоянии – счастливым и уверенным в себе – и войдите мысленно в ту же самую комнату или предстаньте перед той же аудиторией. Ваше поведение будет абсолютно иным, нежели в состоянии страха. Итак, вы видите, до какой степени наше поведение зависит от состояния, настроения.

Подумайте о других типах состояния человека. Когда мы спокойны, расслаблены, уравновешены и счастливы, склонность к определенным типам поведения – курить, выпивать, переедать, принимать наркотики - значительно отличается от тенденции вести себя подобным образом, когда мы пребываем в таком состоянии, как страх гнев, депрессия, тревога.

Эти нежелательные паттерны поведения также зависят от нашего состояния. А это означает, единственно и бесспорно, что если мы сможем изменить свое состояние, мы изменим и свое поведение.

Важным и характерным аспектом холотропных состояний являются необычные изменения в чувственном восприятии. Если глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко преображаются, а когда мы закрываем глаза, нас захлестывают образы из нашей личной истории и из коллективного бессознательного. У нас могут возникать и видения различных природных явлений, кос­моса, мифологических сфер. Иногда все это сопровождается широ­ким диапазоном переживаний, в которых задействованы различные звуки, запахи, физические и вкусовые ощущения. В случаях глубокого погружения в и.с.с. возможно синэстетическое восприятие реальности. Человек, переживающий синэстезию может ощущать цвет звука, вкус и запах цвета. Такой эффект возможен при сенсорных перегрузках в и.с.с., когда в холотропном процессе человек одновременно получает интенсивную информацию по всем каналам восприятия. Метафорически можно сказать, что в процессе синэстезии все органы чувств человека превращаются в один орган чувств Бога - "чувствилище", который воспринимает целостную информацию о мире.

«Эмоции, связанные с холотропными состояниями, охватывают очень широкий спектр и простираются далеко за пределы нашего повседневного опыта - от чувств экстатического восторга, небесного блажен­ства и непостижимого покоя до чудовищного ужаса, неудержимого гнева, бездонного отчаяния, гложущей вины и других крайних прояв­лений эмоционального страдания. Интенсивность этих переживаний сопоставима с описаниями адских мук в великих религиях мира. Аналогичным образом поляризованы и сопутствующие физические ощущения - в зависимости от содержания переживания это может быть как ощущение необычайного здоровья и благополучия, оптимального физиологического функционирования и необычайно сильного сексуального оргазма, так и крайний дискомфорт, например мучитель­ные боли, давление, тошнота или чувство удушья.»(5, с.16)

Холотропные состояния оказывают воздействие на процессы мышления. Интеллект не получает повреждений, но работа его весьма отличается от обычного функцио­нального режима. В таких состояниях мы не можем поло­житься на свои суждения по обычным практическим вопросам, на нас может буквально обрушиться поток удивительной новой информации, касающейся великого множества других моментов. Возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличност­ные проблемы. Мы можем также испытать необычайные открове­ния, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и на­много превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем.

Холотропные состояния по содержанию чаще всего бывают фило­софскими и мистическими. Находясь в них, мы можем последова­тельно испытать психодуховную смерть и возрождение или чув­ства единства с другими людьми, природой, Вселенной и Богом. Перед нами могут предстать воспоминания о прошлых жизнях, мы можем встретиться с могучими архетипическими существами, об­щаться с развоплощенными сущностями и путешествовать по мно­гочисленным мифологическим сферам. Богатый спектр этих состо­яний включает также внетелесные переживания, во время которых развоплощенное сознание сохраняет способность оптического вос­приятия и может с различных позиций в точности наблюдать со­бытия, происходящие как в непосредственной близости, так и в от­даленных местах.

Другими хорошо известными примерами измененных состояний являются гипнотическое состояние, состояния, порождаемые психоактивными веществами, например алкоголем, состояния, вызываемые сильными эмоциями, такими как гнев, паника, депрессия или приподнятое настроение (слабые эмоции могут возникать в различных состояниях, но когда их интенсивность переходит определенную критическую точку, происходит реорганизация сознания в дискретное эмоциональное состояние, которое отличается от того состояния, в котором эти эмоции появились)....

  • культурная среда, формирующая обычные состояния сознания и ожидания относительно действия наркотика;
  • структура личности субъекта;
  • физиологические особенности человека, создающие определенную предрасположенность к воздействию наркотика;
  • настроение человека;
  • ожидания;
  • совпадение или несовпадение этих ожиданий с тем, что человек хотел бы испытать.
  • социальная обстановка, в которой происходит принятие наркотика;
  • физические условия и их влияние;
  • формальные наставления относительно ИСС, полученные субъектом, и его интерпретация этих наставлений;
  • неявная информация о наркотике, получаемая субъектом от окружающих.

Выделяются три группы гипотез, относительно причин и механизмов индукции ИСС, то есть о природе ИСС:

   3. Перинатальные переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью. Этапы рождения и смерти связаны, по Грофу, в “системы конденсированного опыта”. Эти системы — динамические сочетания воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединённые сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа и другими элементами.

   4. Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий архетипические переживания, паранормальные явления, глубокие мистические прозрения.

наблюдал похожие явления в условиях сенсорной депривации (изоляции), особо отмечая резко возрастающий уровень проекций своего внутреннего мира на окружающее и осознание глубинных содержаний своей психики.

Функции ИСС.

Теперь, когда мы рассмотрели конкретные характеристики, связанные с ИСС, можно поднять вопрос, удовлетворяют ли они каким-то полезным биологическим, психологическим или социальным функциям человека. Я убежден, что уже само наличие и распространение таких состояний человека (Shor, 1960) свидетельствует об их значимости в его повседневном функционировании. Мне трудно согласиться, например, с тем, что человеческая способность входить в транс эволюционирует почти так же, как в ситуациях гипноза на сцене либо в клинических или лабораторных условиях. Более того, массовое распространение и использование миcтических и одержимых состояний, эстетических и творческих переживаний свидетельствуют, что эти ИСС удовлетворяют многие потребности человека и общества. Хотя мои тезисы могут оказаться телеологическими, я думаю, этот подход прольет некоторый свет на природу и функционирование этих состояний.

Итак, на мой взгляд, ИСС могут рассматриваться (используя терминологию Шеррингтона) как "конечные проводящие пути" для многих самых разных форм выражения и переживаний человека, как адаптивных, так и неадаптивных. В одних случаях психологическая регрессия, обнаруженная в ИСС, может оказаться атавизмом и быть вредной для индивида или общества, в то время как в других случаях та же регрессия "встанет на службу эго" (Kris, 1952) и позволит человеку переступить границы логики и формальности, выразить подавленные потребности и желания в социально санкционированной и конструктивной форме.

А. Неадаптивные выражения. Неадаптивные выражения или применения ИСС многочисленны и разнообразны. Проявления этих ИСС могут представлять: а) попытки разрешения эмоционального конфликта (например, реакции бегства, амнезии, травматические неврозы, деперсонализация и диссоциация); б) защитные функции в определенных ситуациях опасности, вызывающих повышенную тревогу (например, вхождение в гипноидальные состояния во время психотерапии (Dickes, 1965); в) прорыв запрещенных импульсов (например, реакции острого психоза и паники); г) бегство от ответственности и внутреннего напряжения (например, использование наркотиков, марихуаны, алкоголя); д) символическое отыгрывание бессознательных конфликтов (например, демоническая одержимость, колдовство) (Galvin, 1961; Jones, 1959; Ludwig, 1965a); e) проявление органических поражений или нейрофизиологических нарушений (например, предвестники, токсические состояния); ж) неосторожные и потенциально опасные реакции на определенные стимулы (например, гипноз от автострады, транс от длительного наблюдения за экраном радарного дисплея, монотонная длительная сторожевая работа).

Б. Адаптивные выражения. Человек использует различные ИСС, чтобы получить новое знание или опыт, выразить психическое напряжение или освободиться от конфликта, не подвергая опасности себя или других, и функционировать в социуме более адекватно и конструктивно.

1. Исцеление. История показывает, что продуцирование ИСС всегда играло значительную роль в различных исцеляющих действиях и практиках. Индукция этих состояний использовалась почти для любого возможного аспекта психологической терапии. Так, шаманы могут впадать в транс или состояние одержимости, чтобы диагностировать этиологию недомогания своих пациентов или выяснить конкретное лечебное средство или практику исцеления (Murphy, 1964). Более того, во время лечения или целительной церемонии шаман, хунган, медик, священник, проповедник, психолог или психотерапевт может считать продуцирование пациентом ИСС необходимым условием исцеления. Неисчислимые случаи практики исцеления строятся на преимуществах внушаемости, повышенной значимости, склонности к эмоциональному катарсису и чувстве возрождения, связанных с ИСС. Практики "инкубации" в храмах сна у древних египтян и греков, излечение верой в местах поклонения, исцеление через молитву и медитацию, выздоровление от "божественного прикосновения", наложения рук, при посещении мощей, спиритическое исцеление, излечение одержимостью духами, экзорсизм, гипнотическое и магнетическое лечение и современная гипнотерапия - все это очевидные случаи роли ИСС влечении (Ludwig, 1964).

  • ИСС как нечто привычное и доступное для всех.
  • ИСС как опыт, переживаемый всеми, но лишь один раз в жизни.
  • ИСС как достояние специалистов, к которым сообщество обращается за советом и опыт которых использует.
  • ИСС выступают не только на индивидуальном, но и на социальном уровне, являясь передаточным звеном в распространении профетических учений (мессианство).
  • ИСС как нечто подозрительное и, возможно, злонамеренное.
  • ИСС — это плохо, это безумие.

«Высшие», культурно-исторически обусловленные формы ИСС могут способствовать как сохранению социальной системы и социальных структур, так и их изменению.[16]

Методики исследования ИСС

В начале 1980-х гг. научным коллективом под руководством А. Диттриха было проведено кросс-культурное исследование изменённых состояний сознания, для чего специально был сконструирован психодиагностический опросник выраженности ИСС, первоначально — на нем. языке, но на английском с названием: Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (1981), который был переведён на основные европейские языки. Факторизация шкал опросника позволила выделить 3 самостоятельных фактора, описывающих ИСС: первый связан с изменением зрительного восприятия, второй получил название «страх распада личности», а третий — связан с переживанием растворённости в окружающем мире и единении с природой, и был назван «океаническое чувство».[23]

См. также

Гроф
С. За пределами мозга. – М., 1992.


"Психологическая помощь
" и " Самопознание
— Путь Домой
Написано
для сайтов
"

Подобные публикации:

(голосов:0)
Похожие статьи:

Оглавление

Введение

Глава 1. Сознание и подсознание

1.1 Понятие сознательного и бессознательного

Глава 2. Измененные состояния сознания (ИСС)

2.1 Что такое ИСС и их функция?

2.2 Основные признаки ИСС

Глава 3. Вызванные ИСС

3.1 Танец и измененные состояния сознания


ufhvjybxtcrfz kbxyjcnm

Термин «психологическая гармония» означает близкое к эйфории состояние души, при котором в человеке сочетаются основные элементы гармонии: единство души, тела и разума. Кроме данных трех составляющих, индивид гармоничен в отношении самого себя, других людей и окружающего мира. Но что же такое гармония, в чем она проявляется и как обрести это восхитительное состояние?


Этот вид состояния человека довольно распространен в наше время и у всех на слуху. Депрессию можно определить по виду и поведению человека – усталость, апатия, практически полное отсутствие мотивации и веры в себя и будущее.

Все мы сталкивались с хандрой, скукой и апатией. И если это состояние вы ощущаете всего несколько дней, то оно не представляет опасности и в общем-то считается нормальным. Это и есть плохое настроение. Его можно переждать, собраться с мыслями и отправиться дальше по жизни. Плохое настроение случается с каждым.


Комментарии к статье Что такое измененные состояния сознания:


2015